• +7 (999) 234 22 22 (Москва)
  • +7 (999) 234 22 12 (Санкт-Петербург)

Трудовые споры

Как разрешаются трудовые споры

Конфликты на предприятии могут быть вызваны массой причин от недовольства отдельного сотрудника своим заработком до коллективной забастовки по поводу плохих условий труда. В этой статье разберем трудовые споры и порядок их рассмотрения.

Что такое трудовые споры

Понятие дается в трудовом праве, а именно в ТК РФ. Разъяснение отдельных вопросов можно найти в приказах Минтруда. Решению трудовых споров в организации посвящены гл. 60 и 61 ТК РФ. Под ними понимают разногласия между руководством предприятия и сотрудниками по вопросам трактовки норм закона, положений трудового договора, изменения условий труда и т.д. Стороной конфликта может быть как отдельный сотрудник, так и коллектив. Недовольство может высказать как действующий работник, так и не принятый на работу, а также бывший.

Какие бывают трудовые споры с работниками

По количеству пострадавших выделяют индивидуальные и коллективные споры. В первом случае речь идет о нарушении интересов конкретного сотрудника. Причинами могут быть задержка зарплаты, незаконное увольнение или перевод на низкооплачиваемую должность без согласования и т.д. В случае с коллективными конфликтами проблемы, как правило, серьезнее. Они касаются условий труда и отдыха на предприятии, заключения и исполнения коллективных договоров, отказа работодателя учесть мнение коллектива при вынесении внутренних нормативных актов. Такие разногласия могут вылиться в забастовки, что угрожает нормальной работе организации.

Также существует классификация конфликтов на предприятиях по виду спорного правоотношения:

  • трудовые;
  • касающиеся устройства на работу;
  • надзор за соблюдением правил охраны труда;
  • подготовка кадров, обучение;
  • возмещение материального ущерба;
  • отношения внутри коллектива;
  • правоотношения с работодателем (принятие внутренних документов организации).

Основания и причины возникновения трудовых споров в организации

Почему возникают трудовые споры на предприятии? Зачастую из-за нарушения прав сотрудника или несоблюдения стороной трудового соглашения своих прав. Причины можно разделить на 3 группы:

  • экономические;
  • социальные;
  • юридические.

К первым относят финансовые трудности организации, не позволяющие вовремя выдавать зарплаты, пособия, отпускные. У юрлица может не хватать денег на обучение, повышение квалификации, а также соблюдение правил охраны труда.

В качестве примера социальных основания для конфликта можно привести увеличивающийся разрыв в доходах между руководством и рядовыми специалистами. Сюда же относится нарушение социальных гарантий.

К юридическим спорам относят нежелание соблюдать трудовое законодательство, неверную трактовку норм ТК РФ.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров с работниками

Перейдем к методам разрешения трудовых споров. Сначала рассмотрим порядок урегулирования индивидуальных конфликтов. На первом этапе работник и работодатель пытаются решить вопрос мирно и проводят личные переговоры. Если это не дало результатов, сотрудник пишет заявление в комиссию по трудовым спорам. У комиссии есть 10 дней на то, чтобы рассмотреть документ. Это происходит на заседаниях в присутствии специалиста или его представителя. На заседания могут вызывать свидетелей, других сотрудников. По требованию председателя работодатель обязан предоставлять необходимые бумаги.

Если и с помощью комиссии не удалось устранить разногласия, пострадавшая сторона имеет право пойти в суд. Иногда можно сразу обратиться в суд, минуя предыдущие инстанции. Сотрудник может поступить так в следующих ситуациях:

  • восстановление в должности;
  • изменение даты и основания увольнения;
  • незаконный перевод на другую работу;
  • нарушения при обработке персональных данных;
  • отказ в приеме на работу;
  • дискриминация.

Работодателю такое право дается, если компании причинен ущерб.

Обратите внимание!

Существуют сроки давности для обращения в суд. Для сотрудников это 3 месяца. В случаях незаконного увольнения период сокращается до 1 месяца. Если спор касается невыплаты зарплаты, он равен 1 году. Такой же период дается работодателю для защиты прав компании в случае причинения ей ущерба.

Урегулирование коллективных трудовых споров

Далее разберем решение коллективных трудовых споров на предприятии. Как правило, конфликт начинается с того, что у группы работников возникают претензии к руководству. На общем собрании коллектив формирует список требований и в письменном виде направляет начальнику. У предприятия есть 2 рабочих дня на ознакомление и направление письменного ответа. Днем начала трудового спора считается дата, когда работодатель отказался исполнять все или часть требований работников.

Обратите внимание!

У недовольных сотрудников есть право сразу обратиться в государственную инспекцию труда. В этом случае будет проведена проверка.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров с работниками состоит из нескольких этапов:

  • работа примирительной комиссии;
  • участие посредника в переговорах;
  • разбирательство в трудовом арбитраже.

Урегулирование конфликта обязательно начинается с работы примирительной комиссии. Уклоняться от примирительных процедур не имеет права ни одна из противоборствующих сторон. Во время рассмотрения спора сотрудники могут проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

После создания комиссии (на это дается до 3 рабочих дня с момента начала конфликта) оформляется протокол разногласий. На следующий рабочий день стороны должны провести переговоры с участием посредника. Если работодатель или коллектив не согласны, эта стадия пропускается и начинается рассмотрение дела в трудовом арбитраже.

Если переговоры с посредником прошли, но не дали результата, стороны решают вопрос о переносе конфликта в трудовой арбитраж. Если все согласны, заключается соглашение. В течение 4 рабочих дней создается трудовой арбитраж или же дело передается в постоянно действующий орган.

Руководство предприятия не имеет права уволить, перевести на другую должность или подвергнуть дисциплинарному наказанию ни одного из участвующих в разрешении спора сотрудников в течение урегулирования конфликта.

Резюме

Трудовые споры делятся на коллективные и индивидуальные. От вида зависит порядок урегулирования конфликта. В случае с индивидуальными спорами сначала работник и работодатель ведут переговоры. При необходимости они подключают комиссию и суд. В разрешении коллективных конфликтов 3 этапа: работа примирительной комиссии, участие посредника в переговорах, разбирательство в трудовом арбитраже.

Если вы стали участником спора на предприятии, обратитесь за консультацией к опытным юристам нашего сайта.

Проведено консультаций

  • Сегодня 89
  • За месяц 1 337
  • За всё время 1 250

Бесплатная горячая линия 24/7

Москва
+7 (999) 234-22-22
Санкт-Петербург
+7 (999) 333-22-32
Заказать документ

Получите консультацию юриста по трудовому праву

Один из наших адвокатов ответит на ваш вопрос