Обращение взыскания на заработную плату

Обращение взыскания на заработную плату – это мера, применяемая в целях исполнения судебного решения имущественного характера за счет трудовых доходов должника. Обращение взыскания на зарплату должника осуществляется исключительно в рамках исполнительного производства. Кто имеет право осуществлять взыскание? Какие доходы должника неприкосновенны и как обжаловать решение о взыскании?

Обращение взыскания на зарплату: определение и размер

В силу положений п. 3 ст. 68 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на зарплату является одной из мер принудительного исполнения акта правосудия, носящего имущественный характер и вынесенного судом. Она может применяться только судебным приставом и только после открытия исполнительного производства. Статья 98 ФЗ № 229 допускает возможность исполнения решения суда за счет зарплаты и иных периодических доходов лица лишь в случаях:

• когда решение предписывает взыскание периодических платежей, например, алиментов или возмещения вреда по утере кормильца;
  • когда сумма задолженности менее 10 тыс. рублей;
  • когда у должника не обнаружено денежных средств или имущества, за счет которого можно произвести взыскание без его обращения на зарплату.

Обратите внимание!

Удержание осуществляется от суммы, оставшейся после налогообложения и в размере, не превышающем 50% от размера ежемесячной выплаты. Специальный размер в 70% установлен только для случаев взыскания алиментов для детей и возмещений, обусловленных потерей кормильца/вредом жизни и здоровью/преступлением. При этом ограничения не действуют в отношении денег, хранящихся на зарплатной карточке должника, за исключением последнего платежа по ст. 99 ФЗ № 229.

На какие доходы назначается взыскание

Зарплата – не единственная выплата, на которую закон разрешает проводить ограничения. В счет задолженности также входят:

• периодические выплаты по гражданско-правовым договорам, например, за оказание услуг;
  • пенсия по старости/инвалидности;
  • пособие по нетрудоспособности;
  • стипендия;
  • авторские гонорары;
  • доходы от концертной деятельности;
  • доходы, получаемые от предпринимательской деятельности.

Доходы, не подлежащие взысканию

Ст. 101 ФЗ № 229 определяет исчерпывающий перечень доходов, в отношении которых взыскание не допускается:

• возмещений ущерба здоровью/в связи с утратой кормильца/от увечий, полученных на службе;
  • компенсаций пострадавшим в катастрофах и ухаживающим за нетрудоспособными гражданами;
  • алиментов и помощи на содержание ребенка при розыске его родителей;
  • компенсаций, выплачиваемых в трудовых отношениях;
  • страховых выплат по обязательному страхованию;
  • пенсий по утрате кормильца и дополнительных выплат к ним, и других предусмотренных статьей выплат.

Порядок взыскания за счет доходов должника

Периодические доходы взыскиваются в рамках открытого исполнительного производства. При обнаружении оснований для взыскания, пристав выносит постановление об обращении взыскания на зарплату. И вместе с копией исполнительного листа/судебного приказа направляет его работодателю или иному лицу, выплачивающему должнику деньги, который и должен производить удержание на месте.

Обратите внимание!

Если исполнительный документ содержит алиментное или иное требование о периодических взысканиях либо о взыскании долга, не превышающего 100 тыс. рублей, ст. 9 ФЗ № 229 дает взыскателю право самостоятельно обращаться в организацию, осуществляющую выплаты должнику, с целью проведения удержаний. В таком случае они направляют туда исполнительный лист и заявление о взысканиях.

Обязанности работодателя

Согласно п. 3 ст. 98 ФЗ № 229, получив от взыскателя/пристава исполнительный лист, работодатель обязан удерживать указанные в постановлении пристава и исполнительном документе суммы каждый раз, когда выплачивает зарплату. В 3-дневный срок удержанные сумы подлежат перечислению лицу, в пользу которого принято решение.

Удержания осуществляются до полного погашения задолженности либо до:

• смены должником места работы/учебы/получения пенсии;
  • получения заявления от взыскателя;
  • получения постановления пристава о прекращении удержаний.

Обратите внимание!

В случае прекращения удержаний исполнительный документ возвращается обратно приставу/взыскателю, в зависимости от того, кем он был направлен, с отметкой об основании и объеме произведенных удержаний.

Обязанности должника

Обязанность должника при обращении взыскания на его зарплату – уведомлять пристава о фактах смены места работы/учебы/получения пенсии и иных доходов, из которых можно производить удержания.

Обжалование взыскания

Когда взыскание обращено на периодические доходы и должник считает это неправомерным, он вправе обжаловать меру принудительного исполнения. Для этого есть два пути:

• подача жалобы в порядке подчиненности вышестоящему приставу, у которого исполнитель находится в подчинении по ст. 123 ФЗ № 229;
  • оспаривание действий/бездействий пристава в судебном порядке по ст. 128 ФЗ № 229.

В этом случае жалобщику придется аргументированно доказать, почему удержания из зарплаты неправомерны, например:

• они проводятся в отношении доходов, не подлежащих взысканию;
  • когда есть иное имущество и денежные средства, на которые взыскание обращается первоочередно;
  • когда нет оснований для удержаний из зарплаты.

Обратите внимание!

Если предмет жалобы не обращение взыскания, а сам факт задолженности, обжаловать необходимо не действия пристава, а судебное решение. Но при вступившем в силу судебном решении о взыскании обжалование возможно только в случае восстановления сроков давности по уважительным причинам.